smoothtravel (smoothtravel) wrote,
smoothtravel
smoothtravel

Categories:

Маленькая экскурсия в Weissenhof. Или Россия и Германия близнецы-братья

Колыбелью конструктивизма считается Советская Россия. Авторитетные источники утверждают, что появление конструктивизма как самостоятельного течения искусства относится к 1921 г. В Европу же термин «конструктивизм» попал в 1922 году". Может быть, термин и попал в Европу в 1922 году, но это, на мой взгляд, касается только термина, не самого стиля, который в Европе просто-напросто по-другому назывался. Уже в 1919 году Ле Корбюзье декларировал свои "Пять отправных точек современной архитектуры", легших в основу всей современной архитектуры. В том же 1919 году в Германии возник Баухауз. Это было раньше конструктивизма, чуточку, почти параллельно. Руководил Баухаузом Вальтер Гропиус. Лаконичные формы, ставшие для нас опознавательным знаком конструктивизма, появились в его творчестве уже в начале 1910-х.

Здание завода «Фагус», 1911-1913
Образцовая фабрика (Musterfabrik), 1914

В России же будущие апологеты конструктивизма в эти годы создают вполне себе традиционные для эпохи вещи.
Здание Главного почтамта, 1910-1912, проект О.Р.Мунца, оформление фасада – братья Веснины
Усадьба Г.А.Бурнаева-Курочкина, 1915, В.А.Веснин

Даже в здании Большой Кинешемской мануфактуры «Томна», 1917, братья Веснины,
сквозят черты скорее модерна
Бесспорно, революция, Гражданская война, смена лидера государства дали мощный толчок к развитию нового течения, лозунг которого так удачно совпадал с общепролетарским «Мы наш, мы новый мир построим». В 1920-е годы в новой столице Москве, да и в провинциях, велось активное строительство в конструктивистском стиле, который привлекал отсутствие декоративных излишеств, лаконичность форм и бюджетностью реализации проектов. Именно так, как постулировал Вальтер Гропиус, первый директор Баухауза: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым». Так что группы советских архитекторов поехали учиться в Германию, а их зарубежные коллеги – в Москву, консультировать. В 1931 году даже случилась волна иммиграции из Германии (знаменитые архитекторы бежали от зарождавшегося фашизма).
Так что в нашей стране строили Ле Корбюзье, Эрих Мендельсон, Ханнес Мейер, Март Стам и многие другие. Они не только принимали участие в конкурсах на строительство знаковых зданий Москвы (как то Дворец труда, Центросоюз и прочее), но и получали госконтракты на разработку проектов крупных промышленных предприятий и новых рабочих городов.
Текстильная фабрика «Красное знамя», 1925-1926, Э.Мендельсон
Водонапорная башня, Уранмашзавод, 1928-1931, Бела Шефлер

Жилой квартал № 2 Соцгорода, Магнитогорск, 1931, Э.Май
Однако, в России они пробыли недолго. В 1932 году Сталин разлюбил конструктивизм. Для набирающего силу Советского государства было показать всю свою мощь, силу, непоколебимость и богатство. Началась эпоха помпезности и неолассики. Германия тоже некоторое время «болела» монументальным имперским стилем. А конструктивизм в своем западном проявлении, так называемом интернациональном стиле, существует и поныне.

И в завершение – небольшая прогулка по Вайсенхофу ("Белые дворы"), небольшому району Штутгарта, застроенному в 1927 году и полностью соответствующему концепции рационализма. Это экспериментальное поселение – результат кропотливой творческой работы 16 ведущих архитекторов из 5 стран Европы в числе которых Людвиг Мис ван дер Роэ, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Петер Беренс и др.

Видимо, это старый рекламный плакат

Современная схема Вайсенхофа.
Сохранолось 11 домов. Многие были разрушены во время бомбардировок во время войны,
пара домов - снесена в 1950-е
Идея строительства городка была поддржана муниципалитетом Штутгарта. Вайсенхоф должен был стать образцом для последующего строительства подобных типовых кварталов по всей Германии. Генеральный план "Белых дворов" разработал Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe).
Трёхэтажный жилой дом по проекту Мис ван дер Роэ
Дом отличался от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а всё остальное пространство делилось подвижными перегородками. Во время строительства возникла ссора между архитектором, заказчиком и подрядчиком. ван дер Роэ не позволил изменить проект, чтобы сэкономить бюджет. На разборки ушло время, и к открытию выставки дом не успели покрасить, как это изначально планировал архитектор.

Дом по проекту Якоба Ауда
Якоб Ауд (Jacobus Johannes Pieter Oud) должен был спроектировать группу из четырех жилых домов. Но поскольку стоимость жилья не должна была превысить 14 000 марок на одну семью, проект был пересмотрен, и Якоб Ауд создал террасный многоквартирный дом. Якоб Ауд не разделял концепции Ле Корбюье «Дом – машина для жилья». Он считал, что дом должен полностью удовлетворять любовь к комфорту. Поэтому, не смотря на стесненность пространства, творение Ауда было оборудовано всеми необходимыми помещениями, а за домом он расположил зеленый двор.

Ле Корбюзье был допущен к участию в проекте Weissenhofsiedlung не сразу. Поводом была, как ни странно, его национальность (Ле Корбюзье был родом из Западной Швейцарии). Тем не менее, по настоянию Мис ван дер Роэ, он был включен в список участвующих архитекторов.

По проекту Ле Корбюзье, совместному с Пьером Жаннере (Le Corbusier и Pierre Jeanneret), в Вайсенхофе построено два дома. В том, что побольше, сейчас располагается музей. Ле Корбюзье планоровал, что оба дома будут соединяться, и в них расположится одна семья. Однако снова встал вопрос бюджета. Кроме того, архитекторы неверно рассчитали уровень земли, так что дома пришлось строить как отдельные единицы.


Здание музея Вайсенхоф


Другой ракурс

В этом проекте Ле Корбюзье впервые реализовал идею Maison Citrohan, разработанную десятью годами раньше. Внешняя эстетичность и внутренняя функциональность - основные его принципы. Дом делился на две зоны - для дневной бытовой активности и для сна. Обе зоны были легко трансформируемы.


Балкон второго дома Ле Корбюзье
Одним из старших и опытных архитекторов, участвующих в планировании Weissenhofsiedlung был Петер Беренс (Peter Behrens). Людвиг Мис ван дер Роэ, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Адольф Радинг в большей или меньшей степени могут считаться его учениками. По началу Петер Беренс даже отказывался от участия в проекте в пользу молодых архитекторов, но его уговорили. Его вклад в Weissenhofsiedlung - прототип таунхауса. В конце 1920-х забота о здоровье стала мощным стимулом к оздоровлению городской среды. Таунхаусы рассматривались как оптимальое жилье - и экономия площади за счет многоквартирности, и вроде как "на свежем воздухе". Дом Петера Беренса в Вайсенхове спроектирован на 12 семей.
Прямо – дом по проекту Петера Беренса (он же автор проекта немецкого посольства в Петербурге ((1911 - 1912 гг.)), справа - Марта Стама (В 1931—1932 гг. руководил проектными работами в Магнитогорске.
В 1931 г. руководил работой по разработке нового генерального плана Орска)
Март Стам (Mart Stam) в тот период был одержим идеей «диктатуры машин» и стремился, прежде всего, рационализировать жилье и сделать его строительство более экономичным за счет использования стандартных пректов. Он рассматривал свой проект для Weissenhofsiedlung в качестве прототипа, но согласился сделать некоторые поправки на «немецкий образ жизни». Его концепцией был Minimalwohnung (минимальный дом), в котором хозяйка тратит время на бытовую рутину, а занимается мужем и детьми. Всю домашнюю работу за нее делают специализированные фирмы.

Проект Ганса Шаруна (Hans Scharoun) выделялся на фоне строго кубизма других архитекторов Weissenhof. Он делает романтические акценты на кривых.

Дом по проекту Ганса Шаруна


Он же с другой стороны

В конце войны часть домов Вайсенхофа была разрушена в результате бомбежек. Со временем на их месте возникли новые, идеально вписанные в контекст квартала. Я даже не уверена, что они новые. Может быть, у меня не получилось их опознать?


Weissenhofsiedlung считается одним из самых важных памятников движения "Neues Bauen". Несмотря на значительные разрушения во время Второй мировой войны, ансамбль зданий на сегодняшний день является ценнейшим культурным наследием 20-го века с ранними работами архитекторов, которые сформировали современную архитектуру. Weissenhofsiedlung транслирует социальные, эстетические и технологические изменения, происходившие после окончания Первой мировой войны. 33 домов с 63 квартирами, 17 архитекторов из Германии, Франции, Голландии, Бельгии и Австрии. Они разработали новые решения для новых условий жизни в современном большом городе, внедрили новые строительные материалы и эффективные методы строительства. Это - принципиально новая концепция оганизации городской среды в условиях массового строительства и действия стандартов.

Полезные ссылки:
http://www.weissenhof2002.de/english/weissenhof.html
http://www.architime.ru
http://www.archnadzor.ru
http://newreportage.ru/archives/13282
Tags: bauhaus, hans scharoun, jacobus johannes pieter oud, le corbusier, mart stam, mies van der rohe, peter behrens, pierre jeanneret, weissenhof, Архитектура, Баухауз, Белые дворы, Вайсенхоф, Ганс Шарун, Ле Корбюзье, Март Стам, Мис ван дер Роэ, Петер Беренс, Пьер Жаннере, Штутгарт, Якоб Ауд, интернациональный стиль, конструктивизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments